РусскийРусскийБеларуская
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы меню

    Игры с буквами и слогами

     Владимир ЛЕВИН
    Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА

    ЧТО ТАКОЕ РЕБУСЫ?

    …Дорожит 100ножка
    Чи100тою ног
    И 100личной ваксой
    Чистит 100 сапог.
    Вме100 двух не про100
    Вычистить все 100.
    100нет: 100лько обуви
    Не 100птал никто!..

    Ребус — это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила.
    Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
    Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше — когда он знакомится со звуками речи и буквами.

    Если малыш еще не читает или читает с трудом, предложите ему игру в «Секретное письмо» (или в «Разведчиков», или в «Шпионов», или в «Первобытного человека, который еще не изобрел букв и переписывается картинками», или во что-либо еще — в зависимости от вашей фантазии). Условия игры просты: вы составляете слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись.

    Если вы не умеете рисовать, не беда. Приобретите (купите, достаньте, сделайте вместе с ребенком) кубики-азбуку или картинки-азбуку на карточках. Чтобы изготовление азбуки стало приятным занятием для вас и ребенка, достаньте старые открытки или журналы, которые собираетесь выбросить. Подготовьте карточки (например, из тех же открыток или старых игральных карт). А дальше все понятно, если есть ножницы, клей и желание с пользой для себя и своего ребенка провести с ним некоторое время.

    Если у вас фабричная азбука (кубики или карточки), кусочками бумаги заклейте буквы. Но так, чтобы легко было оторвать, не испортив картинки! А ребенка попросите:
    — Только читай по картинкам, не подглядывай, какие там буквы!

    (Такой «запрет» вызовет у ребенка гораздо большее желание запомнить буквы, чем настойчивое требование «выучи же наконец буквы!». Опыт многих родителей, в том числе и самого автора, убеждает: если малыш часто видит родных читающими, не стоит заставлять его учиться грамоте. В этом случае гораздо эффективнее «не разрешать» учиться читать: «Ты еще маленький, тебе рано...»)

    Поначалу не оставляйте ребенка один на один с новой задачей. Старайтесь понять, в чем его трудности, и помогайте ему. Но не навязывайтесь, не подавляйте его инициативу. Там, где он может справиться сам, позвольте ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. Не забудьте порадоваться за него и не скрывайте своей радости и гордости.

    Одно напоминание. Не забывай о маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с, в... Не обратишь внимание на такое словечко — не разгадаешь ребус. Никогда никто не должен забывать о маленьких. Особенно когда разгадываешь ребусы. Помнишь, как в загадке про буквы на трубе? — А и Б сидели на трубе…

    Чтобы найти правильный ответ, нужно внимательно прочитать первую строчку загадки. Так и в ребусах.

    На этом рисунке нет предметов. Только буквы ЧА и ЛО. ЛО сверху, ЧА снизу. Как можно описать эту картинку? Пробуем по-разному. Например, так: ЛО на ЧА. Есть такое слово «ЛО-на-ЧА»? Нет такого слова. Тогда так: ЛО над ЧА. Снова нет смысла. А так: на ЧА — ЛО. Ага, получилось! На-ЧА-ЛО есть!

    Ц за Я? Прочитай иначе — и увидишь: где волк, там и этот, серенький, ушастенький. Ну, погоди!

    А это что такое? На рисунке — всего две буквы: А рядом с Р. Какое же это слово? Пробуем. А у Р? Р у А? У РА? У-Р-А! Угадали! Потому что заметили третью букву У, которая не нарисована, а пряталась в маленьком слове «у»: «У буквы Р — буква А».

    Снова две буквы: О и А. Но нас теперь не проведешь. Где-то на рисунке прячется маленькое слово. О и А держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.

    Читаем: ЛК — в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О — ЛК. Ага, попался, который кусался!

    А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.

    Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б — А.

    — Добро пожаловать! — приглашают хозяева. Как их зовут?
    Имя хозяина — в ребусе. Читаем: в букве А — буквы СЕ. ВАСЕ? Может, ВАСЯ? Но тогда в А было бы СЯ. А если прочесть по другому? Выйдет: СЕ в А. Вот и познакомились!

    Читаем, не пугаемся: семь букв Я. Не забыл, что слово «буква» в ребусах читать не надо? Остается: семь Я. Наверно, у Севы есть родня. Это слово можно было нарисовать и так: 7 Я.

    Так и есть, у Севы две сестрички. Их имена сам угадаешь.

    Одна сестричка что-то подкладывает в печь. Что? Прочитай.

    Вторая обед стряпает. Что на ней надето?

    Я стоит, а С по нему идет: С по Я? Нет: по Я — С. Понятно! То, что у Севы на джинсах для красоты. Или чтобы джинсы не падали...