РусскийРусскийБеларуская
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы меню

    Пополним "предшкольний" багаж. Пластилиновые буквы

    Пластилиновые буквы

    Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру. Как это сделать, рассказывает преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА

    Игра-пособие «Пластилиновые буквы» изготовляется совместно с детьми в процессе знакомства с буквами алфавита.

    Основная ее цель — сформировать у ребенка четкий образ каждой печатной буквы. Игра позволяет сформировать навык слитного чтения, дает возможность «оживить» буквы и использовать их в режиссерских играх. Можно использовать пластилиновые буквы как наглядный материал для выполнения самых разных заданий с буквами и словами.

    Игру можно начинать, как только дети познакомятся с первыми двумя-тремя буквами.

    Взрослый заранее готовит 33 картонки размером приблизительно 10x10 см, но разных цветов и форм. Например, таких:

    • 10 круглых красных картонок — для гласных букв,

    • 20 синих четырехугольных — для согласных,

    • одну сине-красную — с двумя углами и двумя скругленными углами — для Й,

    • две белые — с волнистым краем — для мягкого знака и с зазубренным краем — для твердого знака.

    Дети договариваются, кто какую букву будет лепить. Педагог раздает им карточки соответствующих цветов и форм.

    Дети делают из пластилина «колбаски» и выкладывают из них на картонных карточках свои буквы, крепко придавливая пластилин к картону: первые карточки готовы.

    Если какие-то дети захотят сделать одинаковые буквы-карточки и в результате получится несколько карточек с одной и той же буквой, это только расширит возможности игры и сделает ее более интересной.

    Варианты игры первого уровня сложности

    Вариант 1

    Играющие сидят за столом, сложив руки под столом. Водящий под столом передает в руки каждому игроку по карточке.
    Игроки ощупывают буквы на своих карточках, называют их и только после этого выкладывают буквы на стол.
    Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — возвращается водящему.
    Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

    Вариант 2

    Для игры понадобится низкий столик (не выше 30—40 см).
    Его можно сделать вместе с детьми из обычного картонного ящика, отрезав лишние части и обклеив его поверхность цветной бумагой (или пленкой), а углы — скотчем.
    Играющие садятся на ковер вокруг столика так, чтобы удобно было держать под ним руки.
    Карточки лежат на полу под «столом» буквами вниз.
    Каждый игрок берет любую карточку, ощупывает ее и называет букву. Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — она возвращается под стол в общий «базар». Выкладывать отгаданные буквы можно на столе или на ковре, перед каждым игроком или в один или несколько рядов — в зависимости от дальнейших заданий.
    Побеждает тот, кто наберет больше букв.
    Можно разделить детей на команды, тогда победителем будет не отдельный игрок, а одна из команд.

    Вариант 3

    Игроки сидят, заложив руки за спину, и в таком положении получают от водящего карточки, на ощупь распознают букву и называют ее.

    Варианты второго уровня сложности

    Делим буквы на группы

    Дети рассматривают буквы и делят их на группы:

    — самые любимые, красивые, толстые, худые, круглые, угловатые и т.д.;
    — буквы, которые смотрят направо, влево и прямо;
    — симметричные и несимметричные буквы;
    — гласные, согласные.

    Буквы «ходят в гости»

    Для этого дети выкладывают буквы в колонну: это многоэтажный дом. Дом может быть общим для всех игроков, или каждый играющий может иметь свой дом. Выбирается буква-гость. Один из детей берет букву-гостя и отправляет его по конкретному адресу: во второй дом слева от его собственного дома, на третий этаж, к пятой букве справа и.т.п. Когда буква приходит в гости и устраивается рядом с буквой-хозяином, дети пытаются прочитать, что из этого получилось.
    Со временем, когда дети научаются легко прочитывать слияния из двух букв, в гости начинает ходить уже не одна буква, а две, три.
    Игра может иметь продолжение.
    Один игрок берет любую букву из своего дома, подносит ее к любой букве другого игрока и читает то, что получилось; если слияние прочитано верно, первый игрок забирает букву соперника себе. Дальше — ход второго игрока. Он берет свою букву и подносит ее к любой букве следующего игрока (можно подносить ее к двум-трем-четырем буквам одновременно). Если слияние прочитано верно, буквы забирает себе читавший, если нет — буквы остаются у хозяина.
    Если дети еще не умеют читать и находятся в стадии овладения навыком слогового чтения, важно, какие буквы, в каком составе, в каком количестве и к какой букве ходят в гости.
    При этом нужно соблюдать несколько условий.

    1. Начинаем работу с простых, легко запоминающихся, легко читающихся и часто встречающихся знакомых букв.

    2. Переходим к новому этапу работы только после того, как предыдущим дети овладели и выполняют его свободно, легко и с удовольствием.
    Новый этап вводится как неожиданный новый ход — «А моя буква вот так встала! Что получилось, кто знает?.. А вот так сможете?!!» И дети, конечно, смогут, т.к. уже уловили принцип. Часто они сами придумывают новые варианты.
    Если кому-то трудно, вводится прием, когда все дети работают парами: водят буквы в гости, держась вдвоем за одну карточку, хором проговаривают, что получилось.

    3. Задавая собственную логику, взрослый не ограничивает, а всячески поощряет и активно использует детскую инициативу — придумывание собственных вариантов и способов.

    4. На первом этапе работы буква-гость встает перед буквой-хозяином. На втором — после.

    Затем в гости начинают ходить по две буквы одновременно. Они могут становиться с двух сторон от буквы-хозяина, до нее или после.

    (Возможны и другие варианты — их выбор зависит от логики, выстроенной взрослым, и уровня детей.)

    Возможна такая последовательность «гостевания»:

    — в гости ходит буква, обозначающая гласный звук, хозяева — тоже буквы для гласных;
    — буква для гласного ходит в гости к буквам, обозначающим согласные звуки;
    — буква, обозначающая согласный, ходит к разным гласным.

    Сочиняем сказки

    Про пластилиновые буквы можно придумывать разные истории: веселые или страшные, объясняющие, почему буква имеет такую форму, истории с «правилами» (почему Ж и Ш дружат с И и никогда не пишутся с Ы и т.п.).
    Из пластилиновых букв можно составлять слова, работая в парах, группами или по одному, в соревновательном режиме.
    Очень полезно для обучения чтению, если дети научат играть в «Пластилиновые буквы» своих родителей или других детей.
    Важно вовремя заканчивать игру — тогда, когда хочется играть ЕЩЕ.
    Если взрослые играют в «Пластилиновые буквы» по-настоящему — с азартом, интересом и удовольствием, дети не останутся равнодушными.