РусскийРусскийБеларуская
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы меню

    Проверяем умение ребенка действовать по правилу

    Всем известна игра "Да и нет не говорить, черный, белый не носить", но мало кому приходит в голову, что это очень точное мерило умения ребенка действовать по правилу и удерживать его в памяти, что является необходимым аспектом его готовности к школьному обучению.

     

    Всем известна игра «Да и нет не говорить, черный, белый не носить», но мало кому приходит в голову, что это очень точное мерило умения ребенка действовать по правилу и удерживать его в памяти, что является необходимым аспектом его готовности к школьному обучению.

     

    На вступительных испытаниях в школе психологи довольно часто используют методику «Да и нет» для диагностики уровня готовности ребенка к обучению. Она представляет собой всем известную игру, в которой нельзя говорить слова «да» и «нет». Эта простая процедура позволяет выявить умение ребенка действовать согласно правилу и способность удерживать это правило в памяти.

     

    Нет необходимости объяснять, почему эта способность так необходима для обучения в школе. Неумение действовать по правилу влечет за собой невозможность произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности, а без этого невозможно обучение.

     

    Диагностика, включенная в игру, очень удобна в домашних условиях, так как дошкольники привыкли к игровой деятельности, и проведение такого эксперимента им, скорее всего, очень понравится.

     

    Ребенку дается примерно следующая инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, можно начинать задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

     

    Например:

    - ты сегодня завтракал?

    - ты хочешь пойти в зоопарк?

    - ты сидишь на стуле?

    - ты любишь вареный лук?

     

    Вопросы можно подбирать любые. Родителю даже легче проводить эту методику, чем профессиональному психологу, в силу того, что никто не знает его ребенка лучше, чем он сам, а значит никто не сможет спровоцировать его на «запретные» ответы лучше.

     

    Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит, и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

     

    Уровни оценки результатов (из расчета на 10 вопросов):

     

    1 уровень – хороший (ни одной ошибки)

    2 уровень – средний (допущена 1 ошибка)

    3 уровень – неудовлетворительный (более 1 ошибки)

     

    Играя время от времени со своим ребенком в «Да и нет», вы будете не просто весело проводить время, но и способствовать развитию у него умения действовать согласно установленному правилу и способности удерживать это правило в памяти.

     

    Эти навыки помогут пройти вступительные испытания (если таковые предполагаются в школе, в которую вы планируете отдать ребенка), даже если школьный психолог будет использовать какие-то другие методики, а также облегчат обучение в первом классе.